САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Если в вагонах электропоездов в питерском метро звучит лишь мужской голос, то похоже, что все официальные сообщения на эскалаторах и в вестибюлях станций доверены только лишь прекрасному полу.

ЭСКАЛАТОРЫ И ВЕСТИБЮЛИ

В Петербурге очень педантично относятся к правилам пользования метрополитеном. Напоминания об обязательности следования правилам звучат на питерских эскалаторах без передышки. Сообщается, в том числе, и то, что вход в вагон после объявления "Осторожно, двери закрываются" строго-настрого запрещен (о специфике этого аспекта говорилось в рассказе "Питер и Москва - вечный антагонизм"). В этом же блоке серьезный женский голос рассказывает нам о том, что двери ни в коем случае нельзя открывать самостоятельно, в доказательство чего приводится внушительная статистика роста травматизма в метро в последние годы. Звучат также напутствия, что с правилами пользования метрополитена можно ознакомиться в каждом вестибюле. Некоторые, избранные, сообщения просто завораживают - обратите внимание на язык, на стилистику этих жемчужин подземного словотворчества:

  • "При пользовании эскалатором пассажирам следует <...> контролировать багаж с целью недопущения его самопроизвольного перемещения"
  • "Обращаем особое внимание пассажиров с тележками <...>: запрещается использовать для транспортировки багажа колесные средства кроме хозяйственных сумок-тележек, которые не соответствуют требованию: ширина обода колеса должна быть не менее двадцати двух миллиметров"

Конечно, звучит в питерском метро и реклама. Производят должное впечатление телеэкраны, установленные на некоторых центральных станциях - в частности, на платформе станции "Маяковская" и в переходе между "Садовой" и "Сенной площадью". Таким образом, сообщения рекламно-информационного характера для пущей "усвояемости" публикой подкрепляются видеофрагментами.

ПЛАТФОРМЫ

Звук от телеэкрана на платформе станции "Маяковская", строго говоря, относится к этому разделу нашегоповествования . Если серьезно, то какие-либо особенные сообщения на платформах станций можно услышать крайне редко. Подавляющее большинство объявлений относится к"экстремальным" и не слишком-то отличаются от своихмосковских аналогов:

  • "На прибывающий поезд в сторону станции "Проспект Ветеранов" посадки нет. Пожалуйста, отойдите от края платформы!"

Поздним вечером, в эту романтическую пору, когда со станций уходят последние поезда, на платформах можно слышать примерно такие объявления:

  • "На станцию "Чернышевская" прибыл последний поезд" (пример предупреждения на "Площади Восстания"
  • "На первом пути - в ночной отстой" (когда последний или предпоследний поезд прибывает на конечную)

Еще одна интересная подробность. На станции "Новочеркасская", в самом конце перрона, стоит будка, по всей видимости, предназначенная для дежурного. Она заставила обратить на себя внимание сразу после взрыва в московском метро (на "Тульской", хотя вполне возможно, что появилась она гораздо раньше. Так вот, внутри этой самой будки, которая, кстати, с незапамятных времен закрыта на навесной замок, имеется разъем, весьма похоже, что для аудиоаппаратуры. На стенке висит листок, написанный от руки каллиграфическим почерком фломастерами разных цветов. Привожу текст, зафиксированный на нем:

ВЕЩАНИЕ

при необходимости эвакуации пассажиров со станции

Уважаемые пассажиры! По техническим причинам все поезда проследуют станцию без остановки. Просьба срочно подняться наверх и освободить станцию.

Уважаемые пассажиры! По техническим причинам выход в город закрыт. Просьба срочно совершить посадку в прибывающие поезда и освободить станцию.

Как говорится, комментарии излишни...